» » О музыкальных потерях в тракте звукозаписи:

 
 
 

О музыкальных потерях в тракте звукозаписи:

Автор: Ollleg от 21-08-2012, 23:48, посмотрело: 5305

0 О музыкальных потерях в тракте звукозаписи



…В последний 2 года я проводил исследования, целью которых было выяснение, где в тракте запись/воспроизведение наносится наибольший ущерб музыке конкретно на 1,2,3 и 4 уровнях восприятия. При этом я не ставил себе задачу объяснить, почему это происходит. Мои исследования были направлены на то, чтобы методами аудиоэкспертизы установить зависимость между типовыми техническими решениями и ожидаемыми деградациями звучания в результате использования этих решений.



Исследованию были подвергнуты:

1. Кабели (акустические и межблочные)

2. Усилительные каскады (транзисторные, микросхемные и ламповые, с ООС, с минимальной ООС и без нее)

3. Корректирующие цепи (RC, RL, RX)

4. Головки звукоснимателя типа ММ, МС, MI.

5. Конвертеры A/D и D/A (фирм: Sony, Philips, Alesis) (звуковые карты в эксперименте не использовались)

6. Цифровое копирование (с помощью MasterLink'а (Alesis) и компьютера Pentium 3 (материнская плата EBIT, хард-диск IBM, пишущий CD-ROM Plexstor PX-W4824TA)

7. Редактирование (редактором в MasterLink'а и в компьютере в программой Wavelab)

8. Оптическая запись на рекордеры CD-R (фирм: Plexstor, Sony, Philips) в сравнении с записью на ХАРД-ДИСК.

9. Влияние на деградации звучания процесса издания компакт-дисков методом штамповки (в Екатеринбурге).



По существу только микрофоны и громкоговорители остались вне моего рассмотрения. Объективная причина, этого состоит в невозможности использования при их аудиоэкспертизе «метода перемычки» самом объективном методе среди субъективных /см. об этом методе в моей кн. «Качество звучания»/



Музыкальный материал был сформирован из лучших аналоговых звукозаписей осуществленных начиная с 1905 по 1956 г.



Для контроля деградаций на 1–м уровне восприятия я использовал Lp запись VANGARD (Everyman Classics) SRV 257 SD Rimsky-Korsakov – Capriccio Espagnol op.34. Pierre Monteux cond. the NDR SO of Hamburg (в отношении этой записи все предельно ясно – исключительно точная, удивительно ясная музыкальная запись. Фирма VANGARD прославилась такими записями, вспомните хотя бы АМЛ+коллекцию «Цыганские песни» в исполнении Юла Бриннера.)



Для контроля 2-го уровня я использовал Lp запись COLUMBIA CL660 Sarah Vaughan (Сара ВООН одна из трех великих леди джаза, поразительным в ее пении в первую очередь следует назвать потрясающий своей красотой, очень низкий тембр голоса и заложенные в нем удивительные низкочастотные вибрации – а это именно то, что обычная аудиоаппаратура не доносит до ушей слушателей)



Для контроля 3-го уровня я использовал Lp запись COLUMBIA CL535 Erroll Garner , COLUMBIA CL160 Benny Goodman (Jam Session) и еще грамзаписи на 78 об/мин Эльмана, Крейслера, Хейфеца (на 3 –ем уровне восприятия мы должны оценить «всеядность» аппаратуры, то есть ее способность передавать полный спектр эмоций от неудержимого веселья Бенни Гудмена и Эрола Гарнера их сумашедшей энергетики до холодной и слегка агрессивной игры Хейфеца, нежного сладкозвучия Миши Эльмана и неисчерпаемой человеческой теплоты в игре Фрица Крейслера).



Для контроля 4-го уровня я использовал только ранние записи на 78 об/мин Рахманинова, Падеревского и Альберта Швейцера (эти величайшие музыканты ХХ века, по существу создали самые высшие, сохраненные в звукозаписи духовные ценности музыки. Как оказалось, именно их игру прекрасно доносит до нашего слуха граммофон. Кстати, при игре на рояле нас ни чего не должно отвлекать от восприятия на 4-ом уровня, поскольку звучание этого инструмента отчасти освобождено от тембрального разнообразия, предельно лаконично, то есть примерно так же лаконично как черно-белое кино. Сразу обращаю внимание - тест на 4-ом уровне самый трудный).



Напомню, что наблюдаемы эффекты в звуке делятся на два вида:



-на невозвратные потери (деградации) музыки, которые нарастают с увеличением длинны пути музыкального сигнала, то есть с увеличением числа аудио компонентов, задействованных в тракте запись/воспроизведение;



-на гармонизации различного вида, а также рандомизации фаз (наиболее часто встречается гармонизация тонального баланса, например в результате подбора проводов, ламп, подставок обогащаются или обедняются тембры звучания в тех или иных регистрах звучания и т.п.)



Гармонизация, будучи всего лишь средством балансирования некоторых особенностей звучания аудиоаппаратуры часто вводит ее разработчиков в заблуждение, относительно того, что утраченное в музыке, в том числе при записи можно восстановить при воспроизведении. На этом заблуждении собственно и основаны преувеличение важности воспроизводящего конца тракта ,а также непомерный рост стоимости аппаратуры воспроизведения.

Я не буду заострять внимание на этих явлениях, так как гармонизация, (также как и рандомизация) мне кажется, это частное дело каждого владельца аудиосистемы – давать же советы в этой области отдельная тема, причем совершенно неблагодарная. Тем не менее, я дам один совет – используйте при гармонизации и рандомизации тракта воспроизведения записи рояля, ориентируясь в первую очередь на 1 и 2 ой уровни восприятия.



Я же в этой заметке решил рассказать о звеньях тракта запись/воспроизведения, в которых происходят невозвратные деградации музыки, причем соотносимые с определенными уровнями восприятия. Экспериментальный материал, который мной был накоплен очень большой, скажем по отношению к размерам ЧУЛАНА моего ИМЕНИ, поэтому свои результаты я сформулирую в форме сравнительно коротких тезисов:



1. Кабели (провода) вызывают деградацию в основном на 1-ом уровне восприятия (нарушение тонального баланса и ясности звучания), на 2-м уровне наблюдается обеднение тембров без потери их натуральности (исключение составляют кабели из серебра), на 3-ем уровне заметно ослабление яркости музыкальных эмоций. На 4-м уровне деградации не замечены. Все эти эффекты определяются эзотерическими качествами использованной в проводах меди и др. материалов.



2.1. Усилительные каскады на лампах без ООС, в зависимости от качества электроэлементов вызывают очень небольшую деградацию на 1, 2 и 3 уровне восприятия аналогичную проводам. На 3-ем уровне страдают эмоции выражающие «нежность». На 4 – м уровне деградация не была замечена.

2.2. Усилительные каскады на транзисторах с минимумом ООС, в зависимости от звукового качества электроэлементов вызывают заметную деградацию музыки на 2 и 3 уровнях восприятия. В наибольшей степени страдает восприятие на 3- ем уровне, то есть наблюдается частичное или полное исчезновение музыкальных эмоций.

2.3. Микросхемные каскады с ООС ведут себя аналогично каскадам на дискретных элементах, при этом возможно нарушение тонального баланса (завышение характера звучания, придание ему «металличности»)

2.4. Углубление ООС в первую очередь скрадывает динамические контрасты (1 – й уровень восприятия) и смещает тональность мажорных музыкальных эмоций в сторону минорных (это происходит на 3 уровне восприятия). В некоторой степени также страдает содержание музыки на 4-ом уровне восприятия. И еще, очень сильно страдает артикуляция баса (речь идет о 1-м уровне восприятия), особенно при работе усилителя с глубокой ООС на комплексную нагрузку – динамический громкоговоритель.



3. Значительные деградации музыки вызывают RIAA корректирующие цепи.

3.1. RC – цепи делают звучание тусклым. Очень сильно страдают краски тембров и их «натуральность» (2-й уровень восприятия) Часто страдает артикуляция в басовом регистре (1-ый уровень восприятия).

3.2. RL и RX - корректирующие цепи (если катушки индуктивности сделаны «грамотно») - нежелательных деградаций тембров не возникает и главное не ухудшается артикуляция баса.

3.3. И все-таки RX- корректирующие цепи имеют некоторые преимущества, хотя бы по тому, что путь музыкального сигнала через них заметно короче, чем через LR – цепь.



4. Головки звукоснимателя. Сразу отмечу, что качество их звучания (если не концентрировать внимание на форме кончика иглы и конструкции подвижной системы) в первую очередь зависит от длины, диаметра и эзотерического качества меди использованной в проводнике, которым намотаны катушки головки.

На втором месте эзотерическое качество материала магнитопровода использованного в головке. На 3-м месте находятся эзотерические качества использованного в головке постоянного магнита. В любом случае провод доминирует в звучании, особенно в ММ головках, так как в них его очень много, а его маленький диаметр не способствует хорошей артикуляции баса. С учетом этого наименьшие деградации вызывают MC – головки особенно без сердечника в катушках. Тем не менее, самые перспективные головки, с моей точки зрения, все-таки типа IM, и только по тому, что в них можно применять провод большого диаметра и сравнительно небольшой длины. Пример – головки фирмы Grado.

Все головки в основном повреждают звучание на 1, 2 и 3 уровне восприятия так же как и провода. Эффекты иглы и подвижной системы головки чисто физические и имеют отношение к самым высоким частотам диапазона воспроизведения, а также к воспроизведению шорохов и шумов.



5.Включенные последовательно конвертеры AD и DA (в формате 44/16) (с исключенными по возможности входными и выходными аналоговыми микросхемами и, в том числе активными фильтрами), в сравнении с аналоговой перемычкой не повреждают звучание. Отмечаются только некоторые потери прозрачности в области ВЧ. Прозрачность на ВЧ несколько повышается при переходе с формата 44/16 в формат 96/24 . Других деградаций звучания на 1,2,3 и 4-ом по сравнению с передачей сигнала непосредственно с выхода RX – корректора на вход усилителя мощности мной не было замечено.



6. Цифровое копирование

6.1. Цифровое копирование компакт-дисков на CD-R с помощью MasterLink'а (на 4-ой скорости) вызывает не очень большие деградации музыки в сравнении со звучанием оригинала, причем потери слышны в основном только на 2-ом уровне восприятия. В некоторой незначительной степени теряется яркость тембров и их натуральность.

6.2. Цифровое копирование с помощью компьютера:

а) в программе NERO- NERO (чтение и запись на 4- ой скорости) заметная деградация на 2-ом уровне восприятия (обеднение эмоций, появление «вязкости» и ненатуральности тембров, исчезновение «сердцевины» звука и еще наблюдается ухудшение ясности звучания).

б) в программе NERO (на лету) все происходит аналогично п. а) но проявляется в меньшей степени.

в) «Грабирование» в EAC, прожиг в NERO

Признаки 1-го уровня передаются лучше, чем в NERO- NERO, но на 2-м уровне наблюдается заметное ухудшение (прежде всего, исчезает натуральность тембров), и все же главное негативное отличие ЕАС от NERO состоит в повреждениях музыки на 3 и 4-м уровне восприятия. Из музыки буквально выветриваются музыкальные эмоции и музыкальное содержание на 4-ом уровне восприятия.



7. Редактирование:

7.1. в MasterLink'е

а) Введение в фонограмму пауз и фейдов не изменяет звучание.

б) Цифровое изменение уровня (даже на 0,1 дБ), а также эквализация, особенно в области средних и высоких частот вызывает заметное изменение характера звучания. Именно это изменение как я понимаю, принято называть «цифровым звуком».

Цифровой звук - я так ощущаю, проявляется прежде всего в плохо переносимой жесткости, «корявости» и грубости звучания. В рассматриваемом случае музыка «поражается» на 2 –ом уровне восприятии.

7.2. в компьютере (программы WaveLab, Sound Forge, Cool Edit 2000 )

Самые удивительные и ощутимые эффекты отмечаются даже после незначительного по объему редактирования фонограммы в перечисленных мной программах. Например, после удаления скажем 3-х щелчков из фонограммы, она тут же утрачивает музыкальную индивидуальность. Я об этом уже писал в аннотации к CD «три пианиста». То есть наблюдается поражение музыки на 2,3 и 4 уровне восприятия.

Я думаю, что основная причина ужасающего звучания большинства компакт- дисков связана с компьютерным редактированием первичной фонограммы. Почему это происходит сказать трудно, но в качестве предположения подброшу мысль. Редактирование в компьютере сопровождается большим числом цифровых перезаписей звуковых файлов непосредственно на хард – диске с использованием промежуточной памяти Temp.



8. Оптическая запись на упомянутых выше рекордерах (прожиг и последующее чтение СD-R) в сравнении с записью на хард - диск MasterLink'а и воспроизведение с него.

Запись на оптический диск и воспроизведение с него вызывает ощутимую деградацию звучания в первую очередь на втором уровне восприятия, тогда как запись на хард-диске и воспроизведение с него практически не отличается по звучанию от прямой, то есть сквозной передачи цифрового сигнала.



9. Мало кому известно, в какой степени повреждается фонограмма выполненная на CD-R мастер-диске после ее превращения в условиях даже хороших заводов в матрицу для тиражирования штампованных компакт- дисков. На этот счет у меня накопился большой опыт сравнения тиражных компакт-дисков с клонами мастер-дисков.

Вот результаты моих наблюдений:

На 1-м уровне восприятие в тиражных дисках наблюдается заметное уменьшение детальности и появление тусклости звучания высоких частот. Есть также некоторое сужение динамических контрастов.

На 2-м - обеднение тембров, сокращение тембрального масштаба.

На 3 –м уровне уменьшение энергичности звучания, притупление и разжижение эмоционального содержания музыки.

На 4-ом частичное исчезновение духовной сущности музыки. Это особенно заметно при прослушивании рахманиновских записей.



Этот текст я предлагаю прочитать всем тем, кто действительно хочет понять какая перспектива остается у цифровой звукозаписи, если не включить мозги в расследование приведенных мной субъективных фактов...

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Релиз понравился ? Скажи автору спасибо !

Категория: Звукотехника

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.